Добро пожаловать, Гость
Пожалуйста Вход или Регистрация.    Забыли пароль?
Давай побеждать сообща!

Вниз Страница: 1
Сообщения темы: Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки
#34
Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки 1 мес. назад Репутация: 0
За четыре года действия закона о госзакупках чиновники научились обходиться без торгов, закупая более половины продукции у единственного поставщика. В Минэкономразвития надеются, что ситуацию исправят электронные аукционы

Закон о госзакупках предусматривает 22 случая (ст. 55), когда заказ можно разместить у так называемого единственного поставщика, исполнителя или подрядчика. В I квартале 2010 г. чиновники всех уровней, используя эту статью закона, заключили контрактов с единственными поставщиками на 556 млрд руб., это 61% всех законтрактованных в январе — марте средств, следует из доклада Минэкономразвития правительству (копия есть в распоряжении «Ведомостей»).

Сотрудники Минэкономразвития разделили потраченные вне конкурентных процедур средства на две группы. Контракты на 267 млрд руб. заключены без проведения торгов, например с естественными монополиями или поставщиками оборонной продукции. А 289 млрд руб. планировалось потратить на торгах, но те не состоялись: либо была подана только одна заявка, либо все участники кроме одного были отсеяны чиновниками за несоблюдение условий тендера. Распределенные таким образом деньги почти сравнялись с суммой, законтрактованной с победителями состоявшихся торгов, — 297 млрд руб. Причем средняя сумма контракта, заключенного в результате несостоявшихся торгов (6,9 млн руб.), в полтора раза выше, чем на состоявшихся.

Эксперты Высшей школы экономики на основе данных Росстата подсчитали, что в 2006 г. (первый год действия закона о госзакупках) объем госзакупок на торгах втрое превышал госзаказ, размещенный у единственного поставщика, говорится в июньском номере журнала «Вопросы экономики». Но в 2008 г. эти показатели сравнялись, а за первые три квартала 2009 г. закупки у единственного поставщика обогнали конкурентные.

В этом году консолидированный госзаказ превысит 5 трлн руб. Если тренд I квартала сохранится, то более 3 трлн руб. будет размещено без конкуренции. Цифры по I кварталу примерно соответствуют данным за 2009 г., говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Анна Катамадзе: около 30% средств потрачено на закупку у единственного поставщика, примерно 20% распределено по несостоявшимся процедурам, еще до 10% пришлось на запросы котировок и закупку по счетам-фактурам.

По словам Катамадзе, ситуация с несостоявшимися торгами вызвана тем, что чиновники наработали схемы проведения «кабинетных» аукционов с отсеиванием неугодных поставщиков, а поставщики сговариваются и делят контракты, чтобы получить их по максимальной цене. Тенденция стала очевидной еще в 2008 г., поэтому министерство предложило перевести аукционы на электронные площадки (см. врез), говорит Катамадзе. На них соблюдается конфиденциальность поставщиков, а благодаря их количеству сложнее провести тендер, на который будет подана только одна нужная заявка, считает она.

Как следует из доклада Минэкономразвития, больше всего в I квартале согласовывали закупки у единственного поставщика или проведение закрытых торгов силовики: от Минобороны поступило 1096 запросов (22% всего объема), от ФСБ — 362. По словам чиновника Минобороны, контрактов с единственными поставщиками у Минобороны больше половины, причем по НИОКР — больше двух третей. В закупках военной техники монополизм оправдан, многие виды оружия производит один завод, продолжает собеседник «Ведомостей». Но бывает, что поставщик покупает такой статус и поставляет в армию недоброкачественную и сверхдорогую продукцию, замечает он, — такие скандалы были с поставкой сухих пайков. Закупки у единственного поставщика — вынужденная мера, говорит чиновник, занимающийся закупками в федеральном ведомстве: при проведении аукциона трудно проконтролировать качество поставки, а если отказаться от некачественной поставки, уйдет еще два месяца на проведение новых процедур.

Проблема в том, что процедура аукциона не подходит для закупки многих товаров, а заказчик хочет быть уверен в том, что ему поставят то, что надо, говорит гендиректор Центра размещения государственного заказа Александр Строганов: нужно сместить акцент в законе с процедурных вопросов на нужды заказчика. Закон оставляет возможность закупки у единственного поставщика, в итоге многие этим пользуются, чтобы не остаться совсем без поставок, объясняет он.


www.vedomosti.ru/newspaper/article/2010/08/05/242675
Elena
Специалист
Fresh Boarder
Постов: 15
graphgraph
Пользователь в оффлайнеКликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
ICQ#: 169-934-150 Пол: ЖенскийСтрана, город: ТюменьДень рождения: 11/08
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Супер специалист по тендерам
 
#35
Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки 1 мес. назад Репутация: 0
Специализация:
Заказчик
Зарегистрирован: 26.01.2010
Сообщения: 164
Откуда: Волгоград

СообщениеДобавлено: Чт Сен 02, 2010 12:23 Заголовок сообщения: интервью Анны Катамадзе Ответить с цитатой
Предлагаю Вашему вниманию актуальное интервью заместителя директора Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития РФ Анны Катамадзе.

Система госзаказа: развитие законодательства и основные новации на ближайшую перспективу

В настоящее время происходит фактически «перезагрузка» всей системы государственного и муниципального заказа. Полный переход на электронные торги должен обеспечить принципы прозрачности, анонимности и конфиденциальности в сфере госзаказа. О том, как система госзаказа будет функционировать в новых реалиях, какие еще важные метаморфозы произойдут в этой сфере, рассказала заместитель директора Департамента развития конкуренции Министерства экономического развития РФ Анна Катамадзе.

— Анна Теймуразовна, за последний год произошло большое количество изменений в системе государственного и муниципального заказа, внесено множество поправок в законо­дательство. В чем суть этих изменений?

— Главные направления реформирования системы — это переход на электронные торги и повышение качества госзаказа. Понятно, что такие переходы не бывают простыми, но мы надеемся, что за год-полтора удастся завершить этот переход и все работающие в системе госзаказа оценят меры по облегчению их работы.
Надо сказать несколько слов о начале реформы системы госзаказа, для чего она была нужна. Вообще, основным смыслом изменения законодательства о госзакупках и принятия в 2005 году Федерального закона № 94-ФЗ (далее — Закон № 94-ФЗ) было не просто упорядочение работы госзаказчика, а в первую очередь уход от субъективизма при допуске на торги предпринимателей и при оценке заявок. Предполагалось, что вся закупочная деятельность будет строиться по принципу не «у кого купить», а «что купить». Это переход от системы административной предквалификации, от возможности устанавливать предвзятые требования к участникам размещения заказа к жесткой экономической мотивации предпринимателя качественно исполнять контракт и при этом обеспечить равный доступ всех участников размещения заказа к торгам. Это значит, что все возможности устанавливать какие-либо предквалификационные требования ушли из законодательства, а на смену им пришли новые виды финансового обеспечения контракта: банковская гарантия, залог денежных средств и страхование ответственности.

— Почему же сейчас было принято решение отменить страхование ответственности в качестве финансового обеспечения контракта?

— Мы долго объясняли заказчикам необходимость устанавливать финансовую гарантию. Предприниматель может продекларировать в своей заявке что угодно, но нет никаких гарантий для заказчика, будет ли это использовано при исполнении контракта. Заказчики не будут проверять, соответствует ли действительности то, что было написано в заявке. А это значит, что заказчик не получает реальных гарантий качественного исполнения контракта. С другой стороны, недобросовестный заказчик имеет возможность устанавливать требования таким образом, чтобы пришел только «свой» поставщик.
Этот субъективизм был полностью исключен с помощью Закона № 94-ФЗ. Была установлена жесткая экономическая мотивация исполнения контракта: участник размещения заказа получает финансовое поручительство третьего лица, коим является финансовый институт (банк, страховая компания), о том, что данное лицо действительно выполнит контракт. В случае неисполнения контракта заказчик получал возможность взыскать финансовую гарантию и поставщик попросту терял эти средства. Именно это создавало жесткую мотивацию для предпринимателей приходить на торги только в том случае, если они выполнят заказ.
Однако со временем стало понятно, что один из инструментов финансового обеспечения контракта работает неудовлетворительно — это страховки. Минэкономразвития получало жалобы о демпинге, отказе от исполнения контракта. Мы стали анализировать происходящее и выяснили, что это бывает в случаях, когда компания предъявляет страховой полис. Страховки стоили 0,01 процента и поэтому ничего не гарантировали, со страховой компании взыскать ничего было невозможно. Проблема оказалась системной: в соответствии с гражданским законодательством страхование покрывает только те убытки, которые причинены неумышленно, что совершенно не подходит для госзаказа, где неисполнение контракта может быть результатом умышленных действий недобросовестных предпринимателей. Получалось, что мог прийти абсолютно любой предприниматель со страховым полисом, так как страховая компания никого не проверяет. Когда мы провели анализ по сайту www.zakupki.gov.ru, 99 процентов заказов было со страхованием. Тогда было принято решение о том, что страховки надо исключать. В результате в 2009 году был принят Федеральный закон №164-ФЗ, в рамках антимонопольного пакета, которым был урегулирован данный вопрос.
Преимущества банковской гарантии заключаются в том, что банк всегда проверяет компанию, так как тратит свои деньги и может понести убытки, связанные с обеспечением контрактных обязательств данной компании. Всем известно, как тяжело получить банковский кредит, потому что банки проверяют финансовую состоятельность компании, род ее деятельности, способна ли компания покрыть издержки. Поэтому банковская гарантия стоит 5–10 процентов от стоимости контракта.
Теперь страховки полностью исключены из электронных аукционов, и заказчик не вправе устанавливать в требованиях возможность предоставить страховку. В обычных торгах, конкурсах и аукционах на переходный период сохранено право заказчика принимать страховку. Для чего был сделан этот переходный период в ситуации, когда мы достаточно жестко изымаем страхование как инструмент обеспечения контракта? В первую очередь для того, чтобы не создавать шоковой терапии. Если останется только банковская гарантия и залог денежных средств, то круг участников резко сократится. Понятно, что на торги будет приходить гораздо меньшее число компаний и на уровне конкуренции это отразится довольно сильно, но зато качество участников существенно возрастет. Важно отметить, что по умолчанию действует принцип «можно принести любую финансовую гарантию». Если же заказчик в документации при проведении обычных (неэлектронных) аукционов и конкурсов исключил страховку, значит он имеет право ее не принимать.
Был введен еще один вид обеспечения помимо банковской гарантии и денежного залога — финансовое поручительство. Не все малые компании могут с легкостью получить банковскую гарантию. Но если они имеют какие-либо партнерские отношения с крупными компаниями, которые могут за них поручиться как за надежного поставщика, то будут иметь возможность этим воспользоваться. Финансовое поручительство может выдавать компания, объем собственных средств которой не менее 300 миллионов рублей. К договору поручительства поставщик, выигравший торги, прилагает копию бухгалтерского баланса компании-поручителя, заверенную налоговым органом, и заказчик может проверить, соответствует ли компания-поручитель нужному критерию: в бухгалтерском балансе необходимо посмотреть строку «капиталы, резервы». Если сумма не соответствует нужному критерию, значит участник предоставил ненадлежащее финансовое обеспечение и согласно Закону № 94-ФЗ попадает в реестр недобросовестных поставщиков.
Показательно, что за полгода эксперимента, который проводится на трех пилотных электронных площадках, уже заключено контрактов по итогам проведения электронных аукционов на 60 миллиардов рублей. При этом еще нет ни одного обращения по неисполнению контракта, как было раньше. Мы считаем, что это в первую очередь связано с мерами по исключению страхования ответственности.

— Очень много сейчас вопросов по поводу главы 3.1. Каковы основные аспекты, которые она призвана регулировать?

— Конечно, правоприменительная практика будет показывать какие-то нюансы, необходимость совершенствования, и наверняка потребуется корректировка. В целом логика главы 3.1 не в том, чтобы превратить бумажный документооборот в электронный, а в обеспечении правил анонимности и конфиденциальности участия в электронных торгах. Ключевыми проблемами обычных аукционов были сговор между участниками торгов и давление, оказываемое на потенциальных конкурентов. Указанные факторы в совокупности с фактически закрытыми региональными и муниципальными системами госзаказа, с наличием множества разрозненных и не связанных между собой информационных ресурсов (небольших региональных электронных площадок, собственных разрозненных порталов с информацией о госзаказе) привели к спаду экономии бюджетных средств и существенному снижению конкуренции на аукционах.
Когда в 2007 году ввели первые аукционные перечни, экономия бюджета составляла в среднем около 25 процентов, а количество участников на аукционах доходило в среднем до 10 участников на лот, что для того уровня развития системы госзаказа было просто колоссальным успехом. А потом все пошло в обратном направлении: аукционы стали часто признаваться несостоявшимися, количество участников и экономия — уменьшаться. В строительной отрасли на федеральном уровне более 60 процентов аукционов проходит с одним участником. Основной причиной является сговор между участниками, когда происходит «дележка» лотов и распределение заказа.
В регионах также сложились серьезные предпосылки для сговора, своего рода «закрытый клуб» в каждом регионе. Учитывая, что у каждого региона создалась по сути отдельная экономика в сфере госзаказа — свой портал, своя электронная площадка, своя система размещения заказа, получить электронно-цифровую подпись можно только в конкретном удостоверяющем центре этого региона. Невозможно не только найти информацию на всех 83 региональных сайтах и площадках для целей поставки и заключения контракта, но и даже в рамках работы Минэкономразвития России собрать аналитику и провести мониторинг ситуации с госзаказом. Получилось, что молоточные аукционы стали хорошей идеей только на первый год работы новой системы госзаказа. В масштабах всей страны это стало отражаться на уровне экономии, количестве участников, количестве несостоявшихся аукционов.
Основной смысл главы 3.1 состоял в том, чтобы участие в аукционе при подаче ценового предложения было абсолютно конфиденциальным. Схема, прописанная в этой главе, такова: публикуется извещение, собираются первые части заявок, затем осуществляется подача ценовых предложений и после того как все ценовые предложения ранжированы, происходит допуск компании (вторая часть заявки), а затем подписывается контракт. Первая часть заявки не содержит информации о самом участнике размещения заказа — только информацию о товаре, работе и услуге. Кроме того, теперь действует бинарная система: участник размещения заказа только декларирует, что он согласен выполнять те или иные виды работ, единственное описание, которое он должен представить, — товарный знак, торговая марка, модель, если речь идет о товаре.
Затем все анонимно участвуют в самом аукционе, и только после того как все ценовые предложения ранжированы и аукцион закончен, осуществляется допуск и рассматриваются вторые части заявок, в которых описывается участник размещения заказа. В частности, лицензия не должна прикладываться к первой части заявки, потому что в ней есть указание на компанию. Перед подписанием контракта заказчик проверяет наличие лицензии, однако делает это не до подачи ценовых предложений, а после, когда основания для сговора уже просто отсутствуют. Такую конфиденциальность и анонимность можно обеспечить только в электронном виде и только на ограниченном количестве электронных площадок, поставив под жесткий контроль соблюдение площадками данного правила. Это во многом предопределило решение о функционировании в системе госзаказа ограниченного количества электронных площадок.

— Насколько все же реален такой быстрый переход на электронные аукционы?

— В 2009 году Правительство Российской Федерации приняло ряд важнейших решений по масштабному переводу системы государственного и муниципального заказа на электронные аукционы на нескольких крупных общероссийских электронных площадках. Так, для перехода к проведению аукционов в электронной форме при размещении заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд в Закон № 94-ФЗ были включены положения, предусматривающие с 1 июля 2009 года возможность проведения в электронной форме аукционов без ограничений по сумме контракта на отобранных Минэкономразвития России и ФАС России электронных площадках. Следует отметить, что до 1 июля 2009 года (а для регионов и муниципалитетов — до 1 июля 2010 года) открытые аукционы в электронной форме проводились с ограничением по сумме (до 1 миллиона рублей) на большом количестве местных, разрозненных электронных площадок. Для реализации новой главы 3.1 Закона № 94-ФЗ Министерством экономического развития РФ совместно с ФАС России проведен отбор операторов электронных площадок. По результатам отбора определены пять операторов электронных площадок (ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов», ОАО «Индексное агентство РТС», ЗАО «ММВБ — Информационные технологии»), которые начинают проводить открытые аукционы в электронной форме в этом году.
В настоящее время электронные аукционы в обязательном порядке на федеральном уровне и в добровольном порядке для региональных и муниципальных заказчиков (такая возможность появилась с введением части 32.1 статьи 65 Федерального закона от 5 мая 2010 г. № 78-ФЗ) проводятся на трех пилотных электронных площадках (ОАО «Единая электронная торговая площадка», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная Система Торгов»), определенных распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 755-р. Указанные операторы электронных площадок работают в пилотном режиме до начала функционирования отобранных пяти операторов электронных площадок. Следует отметить, что во втором полугодии 2009 года проведение электронных аукционов на электронных площадках, определенных распоряжением Правительства РФ № 755-р, было правом федеральных заказчиков, а не обязанностью. В связи с этим проведение открытых аукционов в электронной форме не получило должного распространения. Учитывая эти обстоятельства, еще в конце прошлого года были приняты поправки к Закону № 94-ФЗ (Законом № 273-ФЗ) о поэтапном введении обязанности заказчиков всех уровней размещать заказы путем проведения открытых аукционов в электронной форме:
с 1 января 2010 года для федеральных заказчиков по пилотному, узкому перечню товаров, работ, услуг, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р;
с 1 июля 2010 года для федеральных заказчиков перечень расширяется до всего аукционного списка, установленного распоряжением Правительства РФ № 236-р, это более 60 процентов номенклатуры, закупаемой по госзаказу; с 1 января 2011 года по тому же широкому перечню (236-р) установлена обязательность проведения электронных аукционов уже для региональных и муниципальных заказчиков.
При этом следует отметить, что с 1 июля 2010 года региональные и муниципальные заказчики утрачивают право проводить электронные аукционы на местных площадках.
В результате такого поэтапного перехода на электронные аукционы с 2011 года примерно 70 процентов номенклатуры продукции для государственных и муниципальных нужд будет закупаться посредством открытых аукционов в электронной форме. Эффект от принятия таких решений виден уже сейчас, экономия по многим лотам на трех пилотных площадках достигает 60–80 процентов. Также особенно важно отметить, что электронные аукционы проходят в условиях отсутствия страхования ответственности как вида финансового обеспечения исполнения по контрактам, при этом с высоким уровнем конкуренции, что демонстрирует эффект экономии.

— Удастся ли за год полностью перевести систему госзаказа в электронную форму?

— Мы рассчитываем это сделать, как я уже говорила выше, и следующим шагом станет отмена запроса котировок, предположительно, с 1 января 2012 года. Сейчас мы ведем такую работу совместно с коллегами из ФАС. Котировки — совершенно неконкурентная процедура, это излюбленный способ ухода от аукционов, особенно на федеральном уровне. По статистике на сайте мы видим, что 70 процентов заказов размещается через котировки, особенно в IV квартале. До определенного момента, когда не было альтернативно короткой процедуры торгов, котировки отменять было нельзя.
Понятно, что добросовестные заказчики используют котировки, чтобы сократить сроки проведения процедуры. Глава 3.1 предусматривает не только обычный электронный аукцион, но и так называемый мини-электронный аукцион стоимостью до 3 миллионов рублей со сроком подачи заявок не более семи дней, и возможностью провести всю процедуру электронного аукциона примерно за 20 дней. Это аналог котировки, но с порогом не 500 тысяч, а 3 миллиона рублей, и без привязки к одноименности, к номенклатуре. Постепенно, с полноценным вводом главы 3.1, котировки должны будут уйти из закона.

— Какие еще важные новации привносит глава 3.1?

— Еще один важный аспект — это задатки. В отличие от обычных аукционов задатки на электронных аукционах вносятся на банковский счет. Все привыкли работать по системе, когда для участия в торгах нужно подать заявку, при этом перечислить задаток на казначейский бюджетный счет заказчика и потом в течение очень долгого времени возвращать с этого счета деньги. Когда мы проводили опрос среди предпринимателей, основным предметом критики стала задержка возврата задатка заказчиком.
Казначейское ведение счетов и подходы к ведению бухгалтерии госзаказчиками по сути своей не нацелены на динамичное совершение сделок. А электронные аукционы — это динамичный механизм для совершения сделок с бизнесом.
Поэтому при проведении электронных аукционов предусмотрена такая схема: на электронной площадке для каждого предпринимателя при прохождении им аккредитации открывается свой субсчет на банковском счете площадки для внесения задатка. Причем блокировка и разблокировка средств на этих счетах осуществляется в автоматическом режиме. Принимает участие — деньги блокируются в необходимом количестве, прошел аукцион — ровно в этот день деньги разблокируются. Никаких длительных ожиданий по разблокированию или снятию денежных средств больше не будет. Если участник размещения заказа отказывается (уклоняется) от подписания контракта, как и в обычной процедуре аукциона или конкурса, деньги, внесенные в качестве задатка, участнику не возвращаются, однако, в отличие от обычных конкурсов-аукционов, когда деньги уже находятся на счету заказчика, электронная площадка переводит деньги со своего счета на счет заказчика. Задаток вносится как раз с целью обезопасить заказчика от уклонения подписания контракта.
Другим важным вопросом является подписание электронного контракта. Возникает много вопросов, как подписать электронный контракт, является ли он юридически значимым, можно ли требовать его бумажное дублирование. Хочу подчеркнуть, что все связанное с правоприменительной практикой электронных аукционов, размещено в специальном разделе на федеральном портале www.zakupki.gov.ru. Там разъяснено, что контракт подписывается только в электронном виде, это требования закона, которые являются одинаковыми для всех. Если закон не предусматривает бумажного дублирования контракта, значит заказчик не вправе требовать этого от предпринимателя. Это правило общее, в том числе и для целей оплаты контракта.
Эта часть, связанная с электронной контрактацией, еще потребует определенной законодательной проработки, в том числе в ином законодательстве, например о бухучете. Сейчас этот процесс запущен, и заказчик должен постепенно перестраивать свою работу. Неслучайно мы говорим о перезагрузке всей системы госзаказа, потому что перестраиваются все процессы, начиная с подачи заявок, заканчивая контрактацией и взаимодействием с контролирующими и судебными инстанциями.


— Какая планируется работа с целью повышения качества госзаказа?

— Во многом качественным закупкам будет способствовать разработка типовых контрактов, типовых требований, как это было сделано в сфере энергосбережения. Была внесена отдельная глава в Закон № 94-ФЗ, и постановлением Правительства РФ были установлены требования к энергосберегающей продукции. Чтобы заказчик понимал, что надо покупать не лампочку Ильича, а нанолампочку, он должен сформулировать требования в документации к этой лампочке. То есть, чтобы купить качественный товар, нужно сначала правильно описать требования по качеству. Заказчик должен понимать, как установить требования, как определить качественные параметры, характеристики, требования к безопасности, финансовые гарантии.
Контрактная работа — это кропотливый труд, требующий очень серьезной квалификации. Для нас стало бы большим подспорьем, если бы профессионалы, занимающиеся закупкой в разных областях — фармацевтике, строительстве, написали бы типовые общие требования, которые мы могли бы распространить. Для начала достаточно 15–20 видов типовых контрактов. В этом есть колоссальная потребность, и таким образом можно решить вопрос качества.
Elena
Специалист
Fresh Boarder
Постов: 15
graphgraph
Пользователь в оффлайнеКликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
ICQ#: 169-934-150 Пол: ЖенскийСтрана, город: ТюменьДень рождения: 11/08
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Супер специалист по тендерам
 
#36
Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки 1 мес. назад Репутация: 0
Аукцион без молотка. Интервью М.Евраева "Российской бизнес-газете"

03 августа 2010 12:04 C 1 июля 2010 года вступил в силу запрет на проведение электронных аукционов на многочисленных региональных и муниципальных площадках. Первые итоги этой "революции" мы попросили подвести Михаила Евраева, начальника управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа.

- Напомните, пожалуйста, нашим читателям, что же произошло 1 июля?
- С 1 июля все электронные аукционы по 94-му федеральному закону будут проводиться только на пяти отобранных площадках. На сегодняшний день из них работают три. Это площадки Сбербанка, Москвы и Татарстана. Вскоре начнут проводиться торги на РТС и ММВБ.
Также с 1 июля 2010 года федеральные заказчики уже вместо всех обычных аукционов (по перечню 236-р) с "молотком" и аукционистом обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Таким образом, обычные открытые аукционы для федеральных заказчиков полностью исключены.
Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то для них в соответствии с 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным с 1 января 2011 года. В дальнейшем (в 2011 году) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов, как запрос котировок, заменив ее на "короткий" по срокам электронный аукцион.
С переходом на электронные аукционы мы сделали огромный шаг вперед к созданию единого экономического пространства и к высокой ликвидности торгов. Заказчики и бизнес всей страны будут встречаться только на пяти электронных площадках, а не на многочисленных торгах.
Мы ожидаем увидеть по 50-100 участников в аукционах по многим лотам. Это автоматически вылечит такие болезни, как сговор участников на торгах и административное давление на предпринимателей со стороны некоторых государственных заказчиков.
Кроме того, проведение электронных аукционов будет проходить под жестким контролем ФАС России. В частности, сейчас создается независимый регистратор (сервер), фиксирующий в режиме онлайн происходящее на электронной площадке. Данные независимого регистратора будут использоваться при рассмотрении жалоб и проведении проверок ФАС России.
- Наверное, введение централизованной схемы проведения электронных торгов нравится не всем...
- Конечно, многие хотели бы иметь свою "домашнюю" площадку, чтобы искусственно управлять данными торгами. В настоящее время мы совместно с министерством экономического развития выиграли иск в Верховном суде, который подтвердил законность выбранного нами подхода и правомерность действий минэкономразвития и ФАС России по централизованному отбору электронных площадок.
- Как влияет географическое расположение площадок на доступность участия в электронных аукционах заказчиков и предпринимателей?
- Заказчикам и участникам все равно, где площадки находятся географически, так как все взаимодействие с площадками производится через Интернет, в т.ч. и подписание контракта осуществляется исключительно в электронной форме с электронной цифровой подписью. Поэтому площадка - это не то место, куда нужно будет зачем-то ехать. При этом главная наша задача - чтобы за этими площадками был налажен жесткий контроль во избежание "срежиссированных" электронных аукционов с заранее прогнозируемыми победителями. Над решением этих задач мы сейчас и работаем.
- А почему бы не ввести всего одну площадку на всю страну?
- От этой идеи мы отказались, так как она приведет к отсутствию конкуренции, а значит, не будет желания технологически совершенствоваться, бороться за заказчиков и предпринимателей, а в результате мы получим низкое качество работы. Во-вторых, это огромные риски. Если на площадке случится технологический сбой, то вся система госзаказа в стране будет парализована. Мы также отказались и от варианта формирования площадок в каждом субъекте Федерации, что создавало бы соблазн использования административного ресурса. Еще раз отмечу, что нашей главной целью является создание в России единого экономического пространства с конкурентными процедурами.
- Вы оценивали, как изменится конкурентная среда при введении электронных аукционов?
- Конкурентная среда появится во многих регионах, где ее сейчас еще нет, а там, где она есть, ее качество заметно улучшится. У нас единая страна, поэтому заказчики смогут выбирать для аккредитации и работы любую из пяти площадок. Безусловно, это приведет к резкому росту конкуренции между компаниями, и многим из них придется стать более эффективными, чем сейчас. Сегодня многие компании не участвуют в торгах, потому что не знают об их проведении или психологически не готовы ехать в другой регион. Когда в стране будет единый общероссийский портал и 5 электронных площадок, эти границы будут стерты. Представители муниципалитетов, с которыми мы общались, говорили: "Мы боимся, что наши компании не выдержат конкуренции с компаниями из других регионов". Мы отвечали: "И правильно, что боитесь. Конкуренция - это когда надо бояться конкурентов". Когда этого нет, то компания в конце концов становится неэффективной и производит некачественную продукцию или услугу с высокой ценой.
- Не означает ли это, что мест ные компании окажутся в тяжелой ситуации?
- Нет, конечно. Местные компании всегда имеют преимущество перед варягами. Если компания производит продукты питания в регионе, то у нее низкие транспортные издержки, она более мобильна, знает данный рынок и может выстроить оптимальную логистику. У игрока из другого региона возникают дополнительные транспортные издержки, он не знаком с региональной логистикой и т.д. Так что изначально у местных компаний существует экономическое преимущество. И если с таким преимуществом компания не может побеждать, значит, что-то у нее не в порядке. И либо компания должна принять срочные меры по повышению своей эффективности, либо она потеряет рынок. А место регистрации предприятия не должно быть фактором отбора: если свои, то проходите, а если из другого региона - к торгам не допускаетесь. В такой ситуации у нас будет не единая страна и экономика, а многочисленные удельные княжества.
- Кто будет рассматривать жалобы предпринимателей на действия электронных площадок и заказчиков при проведении электронных аукционов?
- Рассмотрение жалоб и проведение проверок в отношении действий заказчиков по электронным аукционам осуществляют территориальные управления и центральный аппарат ФАС России в зависимости от того, где находится заказчик, так же, как и по обычным торгам. При этом надо обратить внимание, что жалобы на электронные аукционы могут рассматриваться исключительно в федеральных контролирующих органах.
А рассмотрение жалоб на действия (бездействие) операторов электронных площадок осуществляет исключительно центральный аппарат Федеральной антимонопольной службы в соответствии с приказом ФАС России от 23.12.2009 N 863.
- Каким образом предполагается наводить порядок со своевременной оплатой предпринимателям качественно выполненных контрактов?
- Сегодня это большая проблема, поскольку нередки случаи значительных задержек по оплате качественно выполненного контракта. Необходимо установить административную ответственность должностных лиц заказчика за необоснованный отказ подписания акта приема-сдачи товара, работы или услуги, а также за необоснованную задержку оплаты. Также необходимо в 94-ФЗ ввести предельный срок отсрочки платежей по надлежащим образом исполненному контракту. Перечисленные меры позволят защитить добросовестных предпринимателей уже на стадии исполнения контракта и оплаты за него.
- Какова дальнейшая перспектива работы автономных учреждений?
- Необходимо установить исчерпывающий перечень сфер, в которых могут быть созданы автономные учреждения (например, в научной сфере, сфере культуры и образования) одновременно с введением дополнительной регламентации работы таких учреждений. В настоящее время в случае выявления фактов финансирования через такие учреждения строительства или закупки лекарственных средств данные факты рассматриваются нами как нарушение 135-ФЗ (закона о защите конкуренции) в форме незаконной передачи государственной функции или субсидий. В ряде субъектов РФ правоохранительными органами рассматривается вопрос о возбуждении уголовных дел на основании решений ТУ ФАС России по нарушению антимонопольного законодательства. Мы полностью поддерживаем необходимость привлечения должностных лиц к уголовной ответственности по всем таким случаям.
- Хотела спросить вас о криминальных тендерах. Насколько известно, для чиновников, которые жульничают при произведении госзакупок, может быть введена отдельная уголовная ответственность?
- Есть ряд ситуаций, которые требуют жесткой реакции со стороны государства. Так, например, некоторые заказчики преднамеренно искажают информацию о торгах на официальном сайте, оказывают при проведении торгов давление на предпринимателей, игнорируют предписания ФАС России, заключая контракты с грубейшими нарушениями законодательства о размещении заказов.
Такие действия должны получать жесткую оценку со стороны Уголовного кодекса РФ, а не со стороны Кодекса об административных правонарушениях. На сегодняшний день уголовное законодательство Российской Федерации к преступлениям в сфере госзаказа не очень адаптировано. Во многих случаях, когда мы обращаемся в Следственный комитет, Генпрокуратуру, МВД, передаем материалы по наиболее серьезным нарушениям и просим принять меры по привлечению должностных лиц к уголовной ответственности, нам отвечают: мы не можем, Уголовный кодекс не позволяет нам это сделать. Если он не позволяет это сделать, значит, в него надо вносить соответствующие поправки. Данную проблему мы вынесли на обсуждение Совета при президенте РФ по противодействию коррупции, и в начале июня совет принял решение рассмотреть вопрос о внесении изменений в уголовное законодательство.
- Кто готовит данные по правки?
- Предложения готовит ФАС. Совет поручил Генпрокуратуре вместе с минэкономразвития, ГПУ и Верховным судом РФ проанализировать инициативу ФАС по введению специальных составов в Уголовный кодекс по преступлениям в сфере государственного и муниципального заказа.
- Приведите, пожалуйста, примеры последних грубейших нарушений законодательства о размещении заказов?
- Например, минздрав Башкирии при закупке медицинского оборудования сформулировал требования документации под продукцию конкретного производителя. От предпринимателей поступила жалоба, в результате чего заказчику было дано предписание внести изменение в документацию по устранению данного нарушения. Минздрав Башкирии заключил контракт, не исполнив предписание. Сейчас материалы нами переданы в правоохранительные органы. Похожие ситуации сложились с закупкой медицинского оборудования в Хабаровском крае, Дагестане, Ивановской области. Специально хочу подчеркнуть, что по всем случаям неисполнения предписаний центрального аппарата ФАС мы реагируем жестко. Это не только привлечение чиновников к административной ответственности, инициирование возбуждения уголовных дел в отношении соответствующих должностных лиц и подача исков в суд о признании таких контрактов недействительными с ходатайством о приостановке их реализации. Мы также включаем таких заказчиков в специальный перечень и ставим все проводимые ими торги под контроль центрального аппарата Федеральной антимонопольной службы.
- Часто ли встречаются такие злоупотребления, как сговор или административное давление при проведении торгов по госзакупкам?
- Проблема сговора характерна для всей страны, и решается она как раз переходом на проведение торгов способом электронного аукциона. При этом мы "лечим" даже не одну, а две болезни: решаем проблему сговора и нивелируем давление со стороны заказчиков на участников торгов. Нередко встречаются ситуации, когда предпринимателю говорят: "Не надо подавать заявку на торги, иначе к вам приедет налоговая, пожарная, СЭС и т.д".
Дело в том, что при проведении электронных аукционов введен принцип анонимности участия в торгах. Только после проведения торгов становится известно, кто в них принимал участие, то есть невозможно ни участникам договориться между собой, ни заказчику надавить на неугодных ему предпринимателей. Кроме того, проведение торгов всего на пяти площадках означает высокую ликвидность, т.е. принимать участие в электронных аукционах будет большое количество предпринимателей со всей страны, и договориться между собой участники уже в принципе не смогут.
- Как происходит рассмотрение жалоб, касающихся вопросов "затачивания" заказчиком требований к товару, работе или услуге в документации торгов?
- Рассмотрение жалоб происходит следующим образом. Мы спрашиваем у заказчика, какие другие торговые марки подходят под те критерии эквивалентности, которые он установил. Если заказчик не знает, то мы "сносим" торги, т.е. принимаем решение о внесении изменений в документацию с целью исключения ограничения количества участников и приведения ее в соответствие с требованиями 94-ФЗ, а также привлекаем должностное лицо заказчика, утвердившего документацию, к административной ответственности.
Если заказчик может назвать другие торговые марки, которые подходят под те параметры эквивалентности, которые он установил, то комиссия проверяет, действительно ли это так.
Заказчик всегда должен понимать, какие торговые марки подходят под его требования. Он может не знать всех марок, но несколько марок он знать должен (за исключением ситуации технической несовместимости). При этом заказчик должен иметь аргументированную позицию, почему он установил те или иные требования, исключающие ряд других торговых марок. Во многом процедура рассмотрения жалоб носит соревновательный характер, поскольку обжалующий действия заказчика предприниматель также должен представлять аргументированную позицию, почему он считает, что документация заказчика "заточена".
- Какой сейчас максимальный штраф, грозящий чиновнику за нарушение Закона о госзакупках? И как распределяется ответственность за нарушения в сфере госзаказа между чиновниками - например, один размещает информацию, второй утверждает документацию...
- 50 тысяч рублей по Кодексу об административных правонарушениях (КоАп). А к ответственности привлекается тот, чья вина. Если документация утверждена с нарушениями, значит, штрафуется тот, кто ее утверждал. Именно поэтому утверждать документацию всегда должен человек, понимающий, что он подписывает.
- А в случае если чиновника поймают за руку, в отношении него предусмотрена дис квалификация?
- По госзаказу - нет. Мы предполагаем осенью по нарушениям в данной сфере ввести дисквалификацию в Кодекс об административных правонарушениях, как это сделано, например, по антимонопольному законодательству. Это эффективная мера.
- Какие изменения в закон были приняты Государственной Думой?
- Мы полностью исключили из закона страхование ответственности как неработающую форму обеспечения обязательств по контракту, существенно ужесточили требования к другой форме - к поручительству юридического лица, усовершенствовали процедуру подписания контракта в электронной форме, детализировали применение "бинарного" принципа, уточнили процедуру проведения электронного аукциона и контроля за ним, внесли ряд юридических и технических правок.
- А что такое "бинарный принцип"?
- Данная новелла в законодательстве введена для исключения ситуаций, когда заказчики требуют от предпринимателей практически полностью повторить свое техническое задание и в случае ошибки на той или иной странице отказывают такому предпринимателю в допуске к торгам. Теперь, за исключением ряда случаев, прямо установленных в законе, предпринимателю будет достаточно просто дать согласие на поставку товара, производство работы или оказание услуги в соответствии с требованиями заказчиков. Пока данная новелла действует исключительно в отношении аукционов в электронной форме, но, конечно, такой же принцип необходимо ввести и в правила проведения обычных торгов.
- Скажите, а какова дальнейшая перспектива законодательных изменений по конкурсам?
- Если же говорить про конкурсы, то конечно, необходимо существенно совершенствовать данную процедуру. Во-первых, необходимо сократить количество критериев. Подавляющее число из них не содержит экономического смысла, и так же, как и на аукционе, их необходимо переформатировать в требования заказчиков к товару, работе или услуге. Если мы возьмем тот же критерий срока поставки товаров или выполнения работ, оказания услуг, то на аукционе заказчик его устанавливает как требование заранее, и никто от этого не страдает. По большому счету, реальных критериев на конкурсе у нас всего два - субъективный критерий (качество и/или квалификация) и цена контракта. При этом необходимо большую часть субъективного критерия перевести в количественно измеряемые показатели, что сделает конкурсы значительно более конкурентной процедурой, чем они являются на сегодняшний день.
- А введение дополнительной ответственности коснется госкорпораций и естественных монополий?
- Пока нет. Ответственность, как и контроль, может быть только тогда, когда есть правила. В сфере госзаказа у нас в стране есть правила - это 94-ФЗ. И поэтому можно применять ответственность. Закон о госзаказе кардинально поменял ситуацию в данной сфере и заставил проводить конкурентные торги. Не во всех, конечно, еще направлениях цель достигнута, но во многих. И это очень серьезный результат.
А правил в сфере регулирования размещений заказов госкорпорациями и естественными монополиями просто нет, а поэтому нет ни контроля, ни ответственности.
И нам только предстоит сделать первый шаг - это обязать госкорпорации и естественные монополии размещать всю информацию о торгах на общероссийском сайте. Тогда появятся и публичность торгов, и общественный контроль, и будет понятно, что делать дальше.
Елена Шмелева
Elena
Специалист
Fresh Boarder
Постов: 15
graphgraph
Пользователь в оффлайнеКликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
ICQ#: 169-934-150 Пол: ЖенскийСтрана, город: ТюменьДень рождения: 11/08
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Супер специалист по тендерам
 
#37
Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки 1 мес. назад Репутация: 0
Elena
Специалист
Fresh Boarder
Постов: 15
graphgraph
Пользователь в оффлайнеКликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
ICQ#: 169-934-150 Пол: ЖенскийСтрана, город: ТюменьДень рождения: 11/08
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Супер специалист по тендерам
 
#41
Новости в сфере госзакупок, интересные ссылки 1 нед., 5 д. назад Репутация: 0
И нам только предстоит сделать первый шаг - это обязать госкорпорации и естественные монополии размещать всю информацию о торгах на общероссийском сайте - как говорится - "ДАВНО ПОРА!!"
admin
Аукцион Плюс
Администратор
Постов: 17
graph
Пользователь в онлайнеКликните здесь, чтобы посмотреть профиль этого пользователя
ICQ#: 466-044-337 День рождения: 02/14
Для добавления сообщений Вы должны зарегистрироваться или авторизоваться
Я сказал Горбатый!
 
Вверх Страница: 1